Смотреть: Документальный фильм об искусстве кораблестроения на Карибах
«Исчезающий парус» — дебютный документальный фильм режиссёра Алексиса Эндрюса о практически утерянной традиции деревянного судостроения Гренадин, небольшой группы островов в архипелаге Малых Антильских, где традиции судостроения имели когда-то решающее значение для выживания местных общин, практически всё берущих из моря.
Главным героем фильма стал один из последних строителей деревянных судов острова Карриаку — 70-летний Элвин Ино. К нему больше не поступают заказы, поэтому он решил построить свой последний парусный шлюп вместе со своими сыновьями в надежде на то, что они продолжат дело отца, и драгоценные навыки судостроения не будут утеряны.
Алексис, режиссер: «Поначалу всё казалось просто – взять интервью у нескольких колоритных гренадинских персонажей, рассказывающих истории о парусной торговле в Вест-Индии. После окончания монтажа кадров с яхтами, рыбалкой и некоторых архивных съемках стало понятно, что короткометражка может стать чем-то большим – хроникой прежней жизни региона. Так, вместе с друзьями мы сделали трейлер и начали краудфандинговую кампанию на "Кикстартере". И тогда всё поменялось. Полученные средства и поддержка заставили нас отправиться в более глубокое погружение в тему».
Фильм повествует об удачах и сложных периодах жизни Элвина в течении последних трех лет – начиная с перевозки деревьев из леса до финальной традиции спуска на воду. О том, как с помощью простых ручных инструментов и собственного опыта он с сыновьями не даёт некогда гордым традициям островов умереть.
Судостроение в Карриаку всегда было социальным явлением, но испытало когда-то и шотландское влияние. Деревня Виндворд была домом для небольшой группы судостроителей – переселенцев из Шотландии. Они перемешались с местными креолами и потомками африканских рабов, и их навыки были подхвачены островитянами. Результатом смешения судостроительных практик явился карриокский шлюп — более «утонченная» вариация бермудского — одномачтовой лодки с косым парусным вооружением с одним передним парусом и гротом, имеющим треугольную форму. Эти шлюпы были неотъемлемой частью межостровной коммерции. Они всегда высоко ценились местными — не только быстрые, прочные, идеально подходящие для местных вод, но лёгкие и довольно красивые суда. Одно время карриокские шлюпы использовались контрабандистами. Их скорость оказывалась решающим фактором в борьбе с таможенными куттерами.
Школа капитанов
Стать капитаном парусного судна может каждый — нужно только желание и хороший инструктор. «Сила ветра» обучит вас всему, что нужно знать и уметь, и после сдачи экзамена выдаст права международного класса. Теоретические курсы мы проводим в центре Москвы, а практику — в Средиземном море и на Канарах. Приходите на занятия!
Когда на пляже (традиционная стройплощадка) заканчивается постройка очередного шлюпа, огромное количество мужчин, женщин и детей из ближайших деревень прибывают чертовски шумной толпой на большой праздник – спуск лодки на воду. Также прибывает церковный хор со священником, который поднимается на палубу для благословения судна молитвой (она не меняется с 1886 года, когда были спущены первые карриокские шлюпы). Корпус лодки обвивается толстым канатом и стягивается в воду по бревнам под громкие песни. Иногда спуск шлюпа выходит из-под контроля, и толпа с криками начинает затаскивать съехавшее судно обратно на брёвна. Для островитян это сродни спасению выбросившихся на берег китов, так как для них шлюпы – это живые существа. Такое своего рода неистовство и красочное представление являют собой неотъемлемую часть очарования Гренады.
Элвин успел завершить строительство «Exodus» к началу регаты Antigua Classic в 2013 году. Мачтой стал старый телеграфный столб, а паруса были пожертвованы владельцем яхты «Genesis» (такой же 42-футовый шлюп, построенный все тем же Элвином Ино 10 годами ранее, и принадлежащий режиссеру фильма Алексису Эндрюсу).
Знаменитая международная парусная регата недавно разменяла свой пятый десяток. В 1988 году она разделилась на две — регата классических яхт выделилась в отдельное состязание.
Режиссер фильма также невольно помог новоиспеченному шлюпу быстро найти своего хозяина. Покупателем стал Филипп Фабр из знаменитой франко-аргентинской семьи судовладельцев, известной с XVI века. Он впервые заинтересовался карриокскими шлюпами, когда яхта его сына стояла на реставрации в Антигуа, рядом со шлюпом «Genesis» Алексиса Эндрюса.
Весь проект «Vanishing Sail» является результатом целых пятнадцати лет исследований и документирования искусства деревянного судостроения восточной части Карибского бассейна, и превращения скромных судов в культурные артефакты современности.
Премьера фильма состоялась 30 апреля 2015 года на кинофестивале Карибских фильмов в Сент-Барте. А пятого августа «Исчезающий парус» получил гран-при «Режиссерское открытие» на кинофестивале в Род-Айленде. В сентябре ленту отвезут на фестивали в Бильбао, Торонто, Амстердаме, Тринидаде и Массачусетсе. О выходе картины в широкий прокат, к сожалению, пока ничего не известно.