Контакты
СИЛА >>> ВЕТРА

Никто, кроме нас: Как россияне победили в Rolex Middle Sea Race 2017

Рассказ победителей штормовой регаты Дмитрия Кондратьева и Александра Груднина
38-я регата Rolex Middle Sea Race выдалась одной из самых сложных в истории. Традиционно штилевая гонка превратилась в шторм. Из 104 лодок до финиша дошли 30, остальные снялись с дистанции. Среди всех экипажей в классе IRC Double Handed только российские яхтсмены дошли до финиша. Дмитрий Кондратьев и Александр Груднин единственная пара на Rolex MIddle Sea Race 2017, которой удалось победить стихию. Публикуем рассказ победителей.
Мы гонялись, чтобы победить. Подготовка требует больших затрат как физических, так и физиологических. Это моя пятая гонка Middle Sea, у Саши четвертая, и это только Middle Sea, но мы ходим и в другие оффшорные гонки. Ходили на Newport Bermuda с третьим шкипером Игорем Зарецким, на RORC Caribbean 600, я ходил на Rolex Fastnet несколько раз. Мы готовились в течение всего года, общались с владельцем лодки, что-то дорабатывали. Весной в апреле, прошли короткую гонку вокруг Мальты чтобы просто проверить как мы будем работать вместе и что нам нужно улучшить. Поняли, что нужно уделять больше внимания отдыху и питанию. На адреналине, во время гонки, об этом легко забыть, однако правильно питание помогает поддерживать концентрацию и двигаться дальше к победе.
Главной задачей было хорошо взять старт. Мы не ожидали что яхта в результате нашей же подготовки (постарались максимально отсортировать все инструменты, взять только самое необходимое) и помывки днища станет настолько быстрой. В итоге вышли на старт немного раньше запланированного. Собирались взять старт в середине стартовой линии, но пришлось падать вдоль линии, чтобы не оказаться на стороне дистанции раньше времени и не получить фальстарта. В итоге стартовали одними из самых подветренных и вынуждены были делать поворот, чтобы вырезаться на выход из бухты. Дальше все уже было более-менее по плану, правда, при уборке спинакера вышла небольшая заминка: когда отдали галсовый угол спинакера, недостаточно длинный шкот застрял в стопоре и галсовый угол спича ушёл в воду. Из-за этого сложно стало его убирать и пришлось перерезать веревку, чтобы освободить этот угол полностью. В результате убрали мы его без потерь, 10 сантиметров веревки отрезали лишней, и только. Дальше пошли в сторону Сицилии. Тактически хотелось пройти чуть-чуть наветреннее генеральной линии, а потом под полным парусом спускаться чуть ближе к Сицилии, использовать ночной бриз и дальше уходить в море.
И почти все получились, правда, немножко не повезло с ветром — он закончился быстрее и раньше, чем мы ожидали. Так что спуститься к Сицилии нам удалось уже ближе к полуночи, когда отставание от лидеров у нас было уже полторы—две мили. А дальше флот начал растягиваться и те, кто были севернее чуть раньше получали ветер. Мы были чуть южнее, поэтому к утру отставание от лидеров у нас было уже больше 10 миль. Но в целом тактику мы выбрали правильную: взяли позицию чуть-чуть восточнее моря к южному берегу Италии и дальше весь день шли с хорошим ветром, в отличие от соперников, которые стояли западнее, под берегом Сицилии, в абсолютном штиле.

Достаточно легко преодолели Мессинский пролив благодаря попутному течению. Пару часов стояли в ожидании нового ветра, а потом с Северо-Запада пришел ветер, сразу довольно сильный в районе 15 узлов. И вот с этого момента уже началась самая сложная часть гонки. Мы потратили много сил и времени на то, чтобы все настроить и подготовить, в общей сложности пришлось не спать где-то около суток. Меняли паруса большие на поменьше, брали рифы, занимались ремонтом. Когда обогнули Стромболи, поменяли стаксель уже на предпоследний, который у нас был по размерам. И тогда же на AIS появилось первое сообщение о том, что одна из яхт подает сигнал бедствия, но при этом по рации никакого сообщения не было. Ветер к этому моменту был уже сильный, до 28 узлов. Ну и это соответственно ночь, ничего не видно, только по рации можно понять, что что-то происходит. Итальянская береговая служба пыталась неразборчиво вызвать какую-то яхту, которая пропала с экранов радаров и с AIS.
В какой-то момент итальянцы пытались и нас вызвать на связь, но из-за сильного ветра и неразборчивого их английского, мы не сразу это разобрали. Узнали уже от яхты OLWYN, которая двигалась за нами и на чистом английском связалась с нами. Мы поняли, что разыскивается одна из яхт, и вот тогда уже стало действительно страшно. Понятно, когда начинают начинает сходить с дистанции из-за усталости или из-за поломок. Но когда яхты ломаются пополам или пропадают с экранов и радаров, тут уж становится не по себе.
Мы уже после гонки посмотрели, действительно та яхта сошла с дистанции, но не пропала. Возможно, они случайно нажали кнопку SOS и не слышали, что их вызывают по рации. Мы также узнали, что одна яхта чуть ли не пополам раскололась, все живы остались, но продолжать гонку нельзя было. Очень много порванных гротов, одна сломанная мачта. Слышали, как запрашивали по рации Pan-Pan, говорят, что на какой-то яхте человеку стало плохо, он упал и лежит без сознания. И вот когда среди ночи ветер дует под 40 узлов, и ты слышишь все это, слышишь, что у кого-то там мачта упала, то становится жутко. Непонятно в принципе почему не были предприняты меры. Ну возьми ты пораньше риф, пойдешь ты на узел медленнее. Это то, что мы с Димой сделали чуть заранее, и потом спокойно шли.

В какой-то момент заметили, что передняя шкаторина грота начинает выходить из паза, парус начинает выходить из мачты. Боялись, что он вылетит полностью и тогда мы его точно потеряем как инструмент и не сможем эффективно продолжать гонку. Решили спрятаться за островом Филикуди недалеко от Стромболи и принять превентивные меры, чтобы остановить этот процесс. И поменять заодно стаксель на штормовой. На все это у нас ушло около часа: мы перезавели грот полностью, подвязали его, чтобы ветром не раздувало, поменяли стаксель на штормовой тоже его крепко увязав, настроили мачту и вышли уже продолжать гонку.
Пока мы лавировались до Филикуди не так быстро, как хотелось, кстати, встретили нашего лидера — лодку OTRA VEZ. И это было жутковато. Дима сказал: «OTRA VEZ идет с кусками грота на мачте». Я даже сомневался сначала, точно ли это они. Было жалко ребят, кончено. И было жутко на них смотреть,это очень сильные соперники и команда хорошая, тоже наши друзья-мальтийцы, обидно, что они вынуждены сойти с дистанции. Ребята потом рассказали, что у них случилось.

Мы сначала подумали, что они просто не зарифили грот максимально, насколько это возможно, но возникла проблема со стакселем. Он вылетел из штагпирса стакселя. Они шли в лавировку и верхний фаловый угол просто влетел в грот, и все, он просто его пробил. Ну а без мэйнсэйла нереально вообще финишировать. Было немного страшно за ребят, поскольку мы живо представили себя на их месте. В то же время мы были достаточно уверены в своих силах, чтобы встретить непогоду и пройти до финиша, думали только об этом — идти несмотря ни на что.
Дальше ветровые условия в течение всего дня сохранялись довольно суровыми, мы на своих приборах видели до 38 узлов, хотя на самом деле, визуально было видно что чуть больше. Эти условия сохранялись до вечера, когда мы уже подходили к Палермо, ветер потихонечку начал отпускать. На порывах было где-то 28 - 30, но уже появилась какая-то надежда, что ветер начнет стихать. Волна уже стала попроще, появилась возможность немного выдохнуть. К тому моменту мы были уже около суток на палубе без сна и отдыха раза 4-ре откачивали по 10 ведер воды, которую набирала лодка.Когда обогнули Сицилию и пошли в сторону Пантеллереи попутным ветром, стало попроще, яхта шла на ровном киле, смогли отдохнуть и перекусить.

Мы ожидали вторую волну более сильного ветра, которая уже по прогнозу должна была прийти к вечеру следующего дня, поэтому конфигурацию парусов не меняли, оставили штормовой стаксель и взятые рифы на гроте. Двигались с чуть меньшей скоростью, но, по крайней мере, у нас появилась возможность отоспаться и набраться сил перед следующим наплывом стихии.
Возле Пантеллерии ветер усилился и до Лампедузы мы дошли с достаточно большой скоростью. На волне максимальная скорость была зафиксирована 19, 07 сотых узла. Ночью перед Лампедузой уже, неожиданно сбоку пришла и сломалась огромная волна, которая положила яхту на бок. Саша стоял на руле, не удержался, но повис на страховке, так как был пристегнут. Я был рядом и помог восстановить управление. Такие волны очень редко попадаются, но когда приходят, последствия бывают серьезными.

За несколько миль до Мальты ветер начал стихать. Поменяли штормовой стаксель на стаксель под номером 3, сразу пошле быстрее. Уже на подходе к Мальте, когда мы зашли в тень острова Гозо, отдали все рифы и увалились в сторону финиша вдоль берега Мальты. Поняли, что давление на попутном курсе недостаточное, слишком мало тяги, и поставили спинакер и уже практически до финиша шли под этим полным парусом. Ну а на финише уже нас встречали на рибах, было очень приятно и неожиданно. Дальше по плану продолжать работать и гоняться, может в следующем году еще удастся собраться вместе на какую-нибудь гонку.

Фотографии: Дмитрий Кондратьев, Курт Арриго.