Контакты
Открыть меню

Кино + вино:
7 хороших фильмов для энофилов и начинающих любителей

Документальное кино о маленьких винодельнях, история миллиона бутылок, спрятанных от нацистов, и другие важные картины

Внутри комьюнити Силы ветра существует еще одно комьюнити — винных энтузиастов. И это неудивительно, ведь ни одна регата от Таиланда до Сочи и от Турции до Сейшел не проходит без вкусных обедов и ужинов и бутылочки вина к ним. Для нашего совместного материала с SimpleWine Алиса Таёжная рассказала о самых интересных фильмах об этом напитке.
журналистка и кинокритик


Алиса Таёжная

«Поездка в Италию», Майкл Уинтерботтом, 2014

Горьковатая комедия о кризисе среднего возраста в итальянском раю
Продолжение известнейшей бадди-комедии «Путешествие» со Стивом Куганом и Робом Брайдоном — занятная болтология умных людей, слоняющихся от городка к городку и обозревающих чудеса кулинарии. И если первая, британская часть к вину никакого отношения не имела, то в итальянской части без него не обойтись.

К каждой трапезе и разговору — а их будет много — принесут не один бокал вина, расслабляясь после которого британские комики будут не только имперсонировать великих современников, но и говорить о личном. Разумеется, в язвительно-искренней манере, как они умеют. Несложившиеся отношения и страх смерти, непонимание судьбы и усталость от предсказуемости, жизнь после успеха и спонтанная эйфория — оттенки чувств можно уловить, только если смотреть «Путешествие в Италию» на английском.

«Природное сопротивление», Джонатан Носситер, 2014

Итальянские партизаны виноделия вместо мировых корпораций
Первый документальный фильм в списке каждого энофила — Mondovino — о культуре производства вина в разных странах мира: виноделы взахлеб рассказывают на камеру о вине как о главном члене своей семьи. Эта интонация сохранилась и в «Природном сопротивлении», которое тот же режиссер снял в середине 2010-х годов. В эпоху глобального потребления и супербрендов он делает главными героями маленькие итальянские винодельни, экологические инициативы и нишевых экспертов, которые стараются сохранить вино в его первоначальной форме — локального природного напитка, привязанного к истории семьи или края. Как делать вино с заботой о природе и пониманием контекста и почему небольшие горизонтальные инициативы не поддаются масштабированию. «Природное сопротивление» об аутсайдерах винного движения считывается как манифест против дисконтных супермаркетов с пино-гриджо.

«На обочине», Александр Пэйн, 2004

Роуд-муви о среднестатистических американцах в поисках беззаботности
Драма о двух близких друзьях, собравшихся в винное путешествие по Калифорнии, — в объективе режиссера, который прекрасно считывает американские и мужские травмы. Один — интеллигентно спивающийся школьный учитель, забивший на большие мечты и маскирующий энофилией прозаический алкоголизм. Второй — без пяти минут муж, уже заранее тоскующий по свободным временам. Роуд-муви Александра Пэйна о шатании американской мечты и поиске удовольствий вместо смысла — внимательный взгляд на растерянного человека в середине жизни. Что делать, когда понимаешь собственную заурядность, но нет сил свернуть с проторенной тропы? Бутылка калифорнийского белого в очередной раз отвлечет от вопросов, которые стыдно и страшно задавать себе.

«Осенняя сказка», Эрик Ромер, 1998

Одинокая француженка пытается избежать мелодрамы
Разговорные фильмы Эрика Ромера — невероятное удовольствие для всех, кто думает и рисуется больше, чем делает на самом деле, — в общем, почти для каждого из нас. За 50 лет Ромер снял несколько десятков фильмов о социальной неуклюжести, маленьких обманах, реверансах общения и любовной запутанности. Героиня позднего фильма Ромера «Осенняя сказка» — взрослая мать двоих детей. Она занимается вином и давно живет вдали от бурных городских романов. Близкая подруга решает подыскать ей спутника и помещает в газету объявление о знакомстве — и время от времени подсовывает Магали небезнадежных кандидатов. Но как отвлечься на любовь, когда ты давно живешь одинокой жизнью и ничего не понимаешь в правилах соблазнения? Становятся ли люди с возрастом лучше, как хорошее вино, или маленькое собственное дело в изоляции делает тебя сухим и бесполезным, как не собранный вовремя виноград?

«Год в Бургундии», Дэвид Кэннард, 2013

Один год из жизни семи винодельческих семей — гармония в каждом кадре
Бургундия, известная на весь мир винодельческой традицией, — уникальный аграрный край, который не постичь легкомысленному туристу. Автор фильма как раз не такой: он проводит целый год в регионе, наблюдая за производством вина несколькими местными виноделами. Для каждого из них это призвание, а не бизнес, а история вина переплетается с жизнью целого рода и судьбоносными решениями. «Год в Бургундии» — фильм о соседстве и культе рутины, о людях в синтезе с природой и о вине, которое становится плодом любви человека к месту, без которого он себя не мыслит.

«Тайна Санта-Виттории», Стэнли Крамер, 1969

Винный край против фашистского нашествия
История маленькой победы в большой беде — триумф итальянского городка в тысячу человек, спрятавшего от нацистов свою главную гордость — миллион бутылок известного на всю страну вина. Незадолго до прибытия немецких военных мэром в Санта-Виттории становится местный чудак, но именно ему удается объединить весь город перед настоящей трагедией — конфискацией вина, вокруг которого строится вся жизнь и идентичность горожан. Вино здесь синонимично чувству собственного достоинства и силе сопротивления: отдать свой труд и гордость — личный позор для каждого жителя Санта-Виттории. Не самый зрелищный антивоенный фильм, но очень честный и доступный — о том, как стоять до последнего за самое дорогое, не забывать корни и не сдаваться перед внешними силами, для которых тысяча человек и миллион бутылок вина — просто цифры в военных ведомостях.

«Зов вина», Брюно Совар, 2018

Маленькие успехи нового поколения винных нонконформистов
Только 30-я часть французских виноделен производит вино традиционным способом — и камера Брюно Совара ими, очевидно, очарована. Что это за люди и как они живут? Они любят свою землю и заботятся о почве и урожае. Они много ошибаются, потому что людям свойственно ошибаться, если рабочий процесс не поставлен на конвейер. Они понимают, что вино — это праздник для сообщества, а для удовольствия надо сперва очень потрудиться. Героев «Зова вина» можно назвать революционерами в их маленьком деле: они не гонятся за сверхприбылью, экспериментируют и пытаются сохранить виноделие максимально приближенным к природе. Это фильм о силе сообщества, постоянном труде и ценности каждой минуты в достижении цели — этой целью может быть и бутылка вина, выращенного собственными руками.

Что еще почитать